Одной из актуальных проблем современной мировой медицины является высокая заболеваемость герпесвирусными инфекциями (ГВИ). В настоящий момент эта группа заболеваний представляет собой междисциплинарную проблему, поскольку с их разнообразными клиническими проявлениями в своей практике сталкиваются врачи многих специальностей. Восприимчивость человека к вирусам герпеса высока, около 90 % всего населения планеты инфицированы одним или несколькими серотипами вируса простого герпеса (ВПГ) [7]. Рецидивирующими формами заболевания страдают от 12 до 25 % инфицированных людей, у 30 %, по данным разных авторов, ГВИ обнаруживается в субклинической и латентной формах. Имеются данные, что к 6–7-летнему возрасту около 60 % детей уже инфицированы ВПГ, а к
15 годам этот показатель достигает почти 90 %. Таким образом, инфицированность ВПГ и заболеваемость ГВИ постоянно растут, опережая естественный прирост населения планеты [12].
Изменения иммунного ответа при герпесвирусной инфекции
Взаимодействие между вирусом и иммунной системой человека является решающим этапом в развитии ГВИ. У лиц с нормальным противовирусным иммунитетом репликация ВПГ находится под иммунологическим контролем, и рецидивы возникают крайне редко. Однако ВПГ влияет на иммунный ответ, модулирует его, создавая условия для своей пожизненной персистенции.
Лечение больных с тяжелым течением рецидивирующей герпесвирусной инфекции остается одной из актуальных проблем современной вирусологии и представляет собой сложную задачу. Как правило, такое течение заболевания сопровождается формированием вторичного иммунодефицитного состояния, проявляющегося нарушениями в системе естественных киллеров, развитием гипореактивности систем специфической цитотоксичности, недостаточности системы интерфероногенеза. Репликация вируса простого герпеса всегда происходит на фоне нарушений в интерфероновой системе, и терапия, направленная на активацию цитокинов Th1-ответа, способствует снижению актвности вируса и ускорению клинического выздоровления. Максимальный лечебный эффект может быть достигнут при сочетании ациклических противовирусных средств (ацикловир, валацикловир, фамцикловир) и препаратов, корректирующих иммунный и цитокиновый ответ.